- Консистория
- учреждение, ведающее суд и управл. епарх. Впервые название "Консистория" встречается в определении Св. Синода от 28 марта 1722 года, говорящем об образовании "московской консистории" в гор. Москве. Она должна была находиться в ведении архиепископа сарского и подонского и советника Св. Синода Леонида. В ней должны были присутствовать архимандриты Петровского и Донского монастырей, Сергий и Иоаким. Ведению этой консистории подлежали: "синодальной области дела, до духовн. правительства надлежащие, рассуждать и определять, и решать..., а о важных делах, которые без синодального суждения решены быть не могут, присылать в Св. Синод обстоятельные донесения, на которые и решения требовать, и как от Синода определено будет, так в том и поступать". Учреждения, похожие по своему устройству на консистории, существовали еще и в древнехристианской церкви это были пресвитерские советы, бывшие при епископских кафедрах. Что касается русской православной церкви, то в ней вспомогательными учреждениями служили соборы духовных, a позднее приказы по духовным делам, в ведении которых были распорядительная, хозяйственная и другие обязанности. После введения синодального церковного устройства, архиереи, в качестве вспомогательных учреждений, стали устраивать учреждения, носившие разные названия: "Канцелярии духовного правления", "Канцелярий" и др. Официальное определение "Консистория", как уже было указано выше, появилось лишь в 1722 году. В 1744 году всем правительственным учреждениям, находившимся при архиереях, было повелено называться "Консисториями". Сначала во вспомогательные учреждения входили лишь представители монашествующего духовенства, и только после переименования их в "консистории" получили туда доступ и представители белого духовенства, число которых постепенно увеличивали, и в 1797 году было Высочайше повелено, чтобы: "между присутствующими быть, по крайней мере, половине из белого священства". По уставу 1883 года, действующему и поныне, "духовная консистория есть присутственное место, чрез которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемом епархией", она находится в ведении Св. Синода, принимает от него указы, и "кроме Синода и епархиального архиерея никакое другое присутственное место, или начальство, не может непосредственно входить в ее дела, ни останавливать ее решений и распоряжений во всем том, что принадлежит к кругу действий духовного ведомства". Консистория делится на присутствие и канцелярию. Присутствие состоит из представителей монашествующего и белого духовенства, число которых определено по штатам, но, в случае надобности, назначаются еще члены, которых представляет епархиальный архиерей на утверждение Синода. В обеих столицах консистория делится на два присутствия. Во власти архиерея устранить члена консистории от рассмотрения дела, к которому он причастен, удалить члена от присутствования, если он подвергается ответственности по обвинению, до выяснения дела о нем и назначить новых членов, если почему-либо число членов сразу уменьшилось. Для производства дел при консисториях существуют канцелярии, начальником которой является секретарь; его назначение и увольнение зависит от Св. Синода, по предложению обер-прокурора, в ведении которого он находится и предписания которого для него обязательны. По своему внешнему устройству консистории должны быть подобны другим губернским учреждениям и отличаются лишь временем присутствий, так как члены присутствий должны сообразоваться со своими обязанностями священнослужителей. Так, например, в субботу вообще присутствия не бывает и собираются лишь в случаях особой надобности; точно так же не присутствуют в первую и последнюю недели, а также в каждую пятницу Великого поста и др. дни. В качестве светских служащих канцелярии являются еще столоначальники, в ведении которых находятся "столы", или отделы, с определенным кругом дел. Дела, подлежащие ведению консистории, следующие: наблюдение за церковным хозяйством, за благолепием и красотой храмов, за должностными лицами, проверка и хранение документов, бракоразводные дела и многие другие, имеющие отношение к церкви. Конечно, одна из главных задач консисторий это охрана и распространение православной веры. Все дела, поступающие на рассмотрение консистории, должны быть решаемы единогласно, а потому в случае возникновения разногласий на обязанности секретаря лежит объяснить существо дела и тех законов, на основании которых решение может быть единогласным. Докладывает дела, обыкновенно, секретарь, могут докладывать и столоначальники, но под наблюдением секретаря. Если же, несмотря на разъяснение секретаря, члены не пришли к единогласному решению, то протокол составляется согласно постановлению большинства голосов, причем несогласное мнение излагается письменно и должно быть представлено в течение трех дней. Все постановления консистории представляются на утверждение епархиального архиерея, который может вернуть дела для пересмотра и в случае новых разногласий постановить собственное решение. Ввиду недовольств, которые часто вызывала консистория благодаря своему неудовлетворительному устройству, предсоборное присутствие, собиравшееся в Петербурге в 1906 году, решило их коренным образом реорганизовать. По новому проекту они должны называться "епархиальными правлениями". Так как решение дел в консисториях затягивается на весьма долгое время, Св. Синод нашел возможным по некоторым из них ввести упрощенное и ускоренное производство. Так, в 1910 году был принят ряд мер к ускорению и упрощению дел по некоторым вопросам: о вступлении в брак в некоторых степенях родства, о присоединении к православию и некоторых других. Консисториям было предоставлено действовать самостоятельно: по бумагам, требующим исполнения согласно установленному порядку; по резолюциям преосвященных, имеющим исчерпывающее значение; по приему и рассылке переходящих сумм; по бумагам, относящимся к промежуточным стадиям процесса и не решающим существа дела. В консисториях с особенно большим производством преосвященные могут предоставлять секретарям делать самим надлежащие распоряжения: по гербовому сбору, по бумагам, подлежащим принятию к сведению, или приложению к делу, по передаче по принадлежности ошибочно поступивших бумаг и по наведению справок. Было предложено избегать многословия в журналах и протоколах и излагать лишь дело и основания для его решения в резолютивной части. Секретарю предоставлялось избирать писцов, чиновников штатных и нештатных, назначение нештатным содержания и праздничных и некоторые другие упрощения.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.